Из воспоминаний:

«Ты знаешь Чебоксары, не много надобно хлопот для их описания. Но нельзя не сознаться, что множество церквей, одна подле другой, Волжская гора, на которой стоит Собор и несколько каменного строения, издали придают Чебоксарам вид большого города. Но въезжая в него, забудешь первое впечатление; бестолковые улицы, узенькие переулки и неопрятность города несносны до того, что невольно закроешь глаза. Поднимаясь же на гору, увидишь Волгу, и опять восхитишься Чебоксарами. — Я в один час объехала всех своих знакомых и не нашла никого дома, кроме Л… , где увидела нашего хорошего знакомого К…на, и без памяти ему обрадовалась. Вечер я провела у собеседницы своей К…, у коей и ночевала. Целый вечер я разговаривала о своих старых знакомых, особенно купцах, которые в мое время хорошо жили и торговали. Фамилии купцов Кл…евых в Чебоксарах принадлежали 6 домов; но владельцы из физически и морально, уже не существуют; половина лежит за гробовой доской, а другая умерла для города, сделавшись банкротами. Ты знаешь, что в Чебоксарах все купцы торгуют хлебом: и я удивилась, от чего такая верна торговля их разорила. Многие думают так, и я согласна с их мнением: в 1827 году, по причине дешевизны хлеба, купцы закупили его много, но зимой цена на хлеб так упала, что четверть покупали по три рубля, и они, продавая его в Рыбинске, потерпели большой убыток. Это так К… напугало, что они в 1828 и 1829 годах производили самую малую закупку. В 1830 году цена на хлеб вдруг повысилась, но купцы, не торговав два года, не имели столько капитала, чтоб покупать хлеб дорогой ценой, и таким образом обеднели. Но колесо Фортуны не перестает вертеться: те которые лет за пять были мужиками, теперь обогатились и сделались первыми чебоксарскими купцами. Я сегодня целое утро ходила по городу, была в разных лавках и нашла, что число их прибавилось, даже завелась лавка с галантерейными товарами; заходила в некоторые церкви, коих в Чебоксарах тринадцать; была у обедни в монастыре и после зашла к отцу архимандриту Самуилу; ты его знаешь: он был игуменом в Седмиозерной Пустыни». [С. 13-15]
«Город Чебоксары стоит на правом берегу Волги при речках Чебоксарке и Сугутке, или Кайбалке. Построен царем Иоанном Васильевичем в 1556 году; но в 1699 и 1773 годах был истреблен пожаром. Ныне в нем 11-ть церквей и две пустынки за городом; домов более восьмисот, и довольно каменных; жителей до 4600 душ. Здесь пристань и богатая торговля хлебом, так же медом, салом и воском, а в низовые города и лесом. В Чебоксарах можно найти всех ремесленников; есть колокольный и юфтянной заводы, несколько кирпичных сараев и проч. и проч. Ты желал знать, нет ли чего в Чебоксарах любопытного относительно древности? Я ничего более не нашла, кроме вала, который показался мне любопытным. Вал находится при въезде на Московскую дорогу; начинается от Волги и простирается на 400 сажен до высокой горы; он шириной сажени в четыре; по среди его ровное место для свободного выхода. В какое время сделан вал, кем и для чего? Об этом ни История, ни даже народное предание не говорит ни слова. Но я очень рада, что узнала о Чебоксарах легенду. До строения города жили в этом месте два главные чувашские Йомси [колдун, жрец, знахарь — прим.], Чебак и Сар. Где теперь находится чувашская Соборная церковь, там была пребольшая кереметь [священная роща, место — прим.], в коей жил Чебак; Сар жил так же в керемети, где теперь построена Владимирская пустынь. Чуваши говорят, что когда русские начали строиться, то поднялась ужасная буря, гром, молния, дождь, град. Ветром ломало деревья в керемети, и обитавший в оном злой дух со свистом и с криком вылетел из него. Вот от чего производит имя Чебоксар.
У некрещенных чуваш и в Цивильском уезде теперь ещё известны имена Чебака и Сара и между ими некоторые чуваши называются Чебаками, а другие Сарами. [С. 124-126.]
// Фукс А. Поездка из Казани в Чебоксары. – Казань, 1834.

на главную страницу